Полное наименование образовательной организации
Областное казенное общеобразовательное учреждение «Тёткинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Сокращенное наименование образовательной организации
ОКОУ «Тёткинская школа-интернат»
О школе
Областное казенное общеобразовательное учреждение «Тёткинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» является правопреемником Обоянской школы-интерната для слепых и слабовидящих детей, образованной решением Курского областного отдела народного образования от 15.07.1967 г.
История школы
В 1967 году в поселке Теткино, расположенном на живописном берегу реки Сейм, начала свою жизнь школа-интернат для слепых и слабовидящих детей. Хотя здание школы-интерната нетиповое и уже ему исполнилось100 лет, добротности и качеству его постройки могут позавидовать современные дома.
За прошедшие сорок лет в ней сформировался опытный коллектив учителей и воспитателей. Собрана библиотека специальной методической и учебной литературы, приобретено тифлооборудование и специальная офтальмологическая аппаратура, укоренились добрые традиции. В школе всегда уютно и чисто, каждый год проводится косметический ремонт. За последний год полностью переоборудована столовая, кухня, баня, прачечная; основательный ремонт произведён в пристроенном здании школы. Заменены шторы, светильники, появились декоративные напольные вазоны с цветами. Большую радость ребятам доставляют: аквариум с разноцветными рыбками, волнистые попугайчики, которых они учат говорить. Любимым местом отдыха стала для воспитанников игровая комната с домашним кинотеатром, сухим бассейном и разнообразными играми.
Изменения условий современной жизни, новые требования, которые предъявляются к подрастающему поколению, позволяют делать выводы о том, что образование детей с нарушением зрения даже значительно важнее, чем их нормально видящих сверстников. Для них образование — это жизнь, обретение самостоятельности, реабилитации и восстановление статута каждого как личности и члена общества, преодоление трудностей, развитие своих внутренних сил. Для решения этих задач в школе-интернате разработана система психолого-медико-педагогической помощи учащимся при процессе школьного обучения и воспитания, созданы специфические программы коррекционных курсов, методики работы.
Судя по названию основных предметов в расписании уроков, можно предположить, что эта школа самая что ни на есть обычная, общеобразовательная. И лишь такие уроки, как, например, ЛФК (лечебная физкультура), СБО (социально-бытовая ориентировка), ритмика, мимика и пантомимика, охрана и развитие зрения, развитие осязания и мелкой моторики свидетельствуют о коррекционной направленности обучения детей. В приоритете здесь получение учащимися прочных знаний, формирование личности. Педагоги делают все, чтобы уроки были насыщенными, прививающими интерес к учению и окружающей жизни.
Издавна поддерживается тесная связь с кафедрой тифлопедагогики Академии педагогических наук в г. Москве. Ее представители проводят специальные семинары, профессор Б К. Тупоногов провел в школе двухнедельные курсы по обучению слепых и слабовидящих детей, внедрению инновационных методов.
В школе в творческом союзе с детьми работают 52 педагога, один — с высшей категорией; пятеро — с первой; 33 человека — со второй категорией. в настоящее время 27 педагогов повышают свою квалификацию на заочных курсах в АНМЦ «Развитие и коррекция». Четверо продолжают образование в КГУ.
Малая наполняемость классов имеет свои плюсы. Каждому ребёнку уделяется много внимания, что даёт положительные результаты в обучении и воспитании. 38% процентов детей являются хорошистами. В школе-интернате уютные, хорошо освещенные компактные классы-кабинеты рассчитанные для обучения: тотально слепых детей (наполняемость до 8 человек), слабовидящих (до 12 человек) и детей со сложным дефектом в развитии: слепых, имеющих умственнуюотсталость, и слабовидящих, имеющие умственную отсталость (до 5 человек).
Школа-интернат поддерживает тесную связь с Курским институтом непрерывного профессионального образования, в частности с кафедрой коррекционной педагогики, и является базовой площадкой для прохождения педагогической практики студентов дефектологического факультета КГУ. Наша школа довольно часто пользуется услугами Курской областной библиотеки для слепых и слабовидящих, которая присылает нам книги и пособия, отпечатанные по Брайлю. Также поддерживается тесная связь с Курским реабилитационным центром для инвалидов по зрению, где неоднократно бывают наши воспитанники. В этом учебном году, благодаря президентской программе, в интернате оборудован компьютерный класс с программным обеспечением «Синтезатор речи», с брайлевским дисплеем для работы инвалидов по зрению.
В интернате полностью переоборудован медицинский блок в соответствии с современными требованиями. Имеются комната для осмотра, тёмная комната (для осмотра офтальмолога), процедурный кабинет, физио-кабинет, изолятор. Постоянно работают офтальмолог, педиатр, психиатр, подростковый терапевт, средний медицинский персонал.
Для оздоровления детей и лечения глазных заболеваний имеются: лазерный стимулятор, аппарат «АМО-АТОС», аппарат «Милта», лампа щелевая и периметр проекционный, офтальмоскоп зеркальный.
Получено заключение на лицензирование видов медицинской деятельности: осуществление доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу в педиатрии, осуществление амбулаторно-поликлинической помощи, в том числе при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по педиатрии, офтальмологии, физиотерапии, при осуществлении специализированной медицинской помощи по психиатрии.
Жизнь ребят в интернате насыщена интересными событиями. Многие из них совершили познавательные экскурсии по родному краю: побывали в Коренской пустыне, в доме-музее А. Гайдара в г. Льгове, в краеведческом музее г. Рыльска, в информационном центре Курской АЭС в г. Курчатове.
Ребята здесь не просто учатся, а живут — в стенах школы-интерната проходит их детство. Судьбы у детей разные. Многие из нынешних воспитанников были питомцами детских домов п. Теткино и г. Обояни, после обследования и заключения областной психолого-медико-педагогической комиссии направлены на обучение сюда. Они сироты, причем, чаще всего при живых родителях. Есть у нас ребята из Касторенского, Октябрьского, Курского, Глушковского районов области. Один мальчик из г.Курска. Саша начинал обучение у нас, затем на год родители переводили его в подобную школу в Липецкую область, и вновь он вернулся в Теткино.
Воспитанники прекрасно уживаются вместе, стараются помогать друг другу во всем. Сложился добрый семейный микроклимат взаимоотношений взрослых и детей. В школе есть стадион, сад, огород, двор украшают прекрасные клумбы. В швейной, столярной, слесарной мастерских воспитанники получают профессиональные трудовые навыки. С удовольствием ребята занимаются в кружках по интересам и в школе искусств. А сколько радости приносят детям совместные праздники и вечера, где каждый может показать, на что способен! И не чувствуется никакой ущербности у ребят, которые хотят вместе чего-то добиться, доказать, что они могут многое. Недаром наши воспитанники занимали и занимают призовые места в районных и областных конкурсах, выставках декоративно-прикладного искусства, фестивалях, проходящих под девизом «Мы можем все». В 2005 году ученик 8 класса Михеев Вова на общероссийских соревнованиях среди слабовидящих в г. Москве по шахматам занял 3-е место, а по настольному теннису — 1 -е место. В 2008 году Вялых Елена и Федоренко Александр стали дипломантами Всероссийского Поволжского фестиваля детей-инвалидов по зрению.
Каждое лето дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Отдыхают на море, в оздоровительных лагерях области. Но oни всегда с нетерпением ждут возвращения в родные стены, считая интернат своим домом. Многие воспитанники получают и санаторное лечение. В школьной столовой 5-ти разовое калорийное питание, на столах круглый год свежие овощи и фрукты, соки, молочные продукты.
Не забывают интернат шефы — работники Курской АЭС. Они регулярно навещают детей, помогают в ремонте школы, приобретении одежды, обуви, оборудования, привозят подарки. Воспитанники не знают недостатка ни в чем, многие признаются, что дома им было хуже.
Возможности человека безграничны. И пусть из выпускников школы не получаются гении, тем не менее в социуме они достигают неплохих результатов. Качественные изменения содержания учебно-воспитательной работы школы способствуют получению выпускниками как среднего профессионального, так и высшего образования. Любят свою школу и выпускники, часто приезжают, пишут учителям и воспитателям теплые письма, спрашивают совета. Среди выпускников — люди самых разных профессий: медики, педагоги, массажисты, культработники, окончившие Курское музыкальное училище для слепых. Одна выпускница учится в Курском экономическом университете. Многие продолжили обучение в училищах и колледжах Курска, Железногорска, Обояни. В интернате обучались и обучаются дети бывших выпускников. Их мамы и папы помнят, как многому их научила школа, что им было тепло, уютно.
Образование и формы обучения
Обучающиеся находящиеся в школе-интернате, осваивают основные адаптированные общеобразовательные программы в очной форме. вне школы в форме семейного образования.
Программа развития
Основной целью программы развития ОКОУ «Тёткинская школа-интернат» является создание современных условий для обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ через обновление инфраструктуры школы, изменение содержания и повышение качества образовательного процесса, обеспечение профессиональной и социальной успешности выпускников.
Комплексные задачи программы развития:
-материально-техническое оснащение и наполнение содержания образовательной области «Технология» (швейная мастерская, столярная мастерская, слесарная мастерская, мастерская агропромышленного профиля/сити-фермерства, мастерская «Рабочий по обслуживанию зданий»);
-оснащение помещений для реализации, адаптированной дополнительной общеобразовательной программы (декоративно-прикладное искусство, фото и видео студия, студия робототехники);
-комплектование кадрами, соответствующими профилю преподаваемой дисциплины и необходимой квалификации, способными к инновационной профессиональной деятельности, обладающими необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию;
-создание регионального учебно-методического (ресурсного) центра, оказывающего методическую помощь педагогическим работникам, психолого-педагогическую помощь детям и их родителям Доброцентра «Курский гладиолус».
Основные направления развития образовательной организации:
-обновление материально-технической базы школы-интерната, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам;
-обновление содержания образовательных программ по предметной области «Технология», адаптированной дополнительной общеобразовательной программы, методик преподавания и оценивания результатов освоения образовательных программ с учетом особых образовательных потребностей обучающихся;
-заключение соглашений с социальными партнёрами в целях реализации программ воспитания и профессионального обучения, а также социализации обучающихся;
-совершенствование системы мер по профессиональному и личностному росту педагогических работников;
-обеспечение информационной открытости школы-интерната;
-создание безопасного и комфортного образовательного пространства;
-организация Доброцентра «Курский гладиолус», в качестве регионального учебно-методического (ресурсного) центра, оказывающего методическую помощь педагогическим работникам, психолого-педагогическую помощь детям и их родителям.
Период реализации: 2022 -2025 гг.